ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0003-01-2024-001025-27 |
Дата поступления | 16.02.2024 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Судья | Молошников Виталий Юрьевич |
Дата рассмотрения | 22.04.2024 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 16.02.2024 | 16:14 | 16.02.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 19.02.2024 | 10:42 | 19.02.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 22.02.2024 | 07:33 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 26.02.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 22.02.2024 | 07:33 | 26.02.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 22.02.2024 | 07:33 | 26.02.2024 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 03.04.2024 | 10:40 | 33 | Рассмотрение дела начато с начала | Привлечение соответчика или соответчиков | 26.02.2024 | |||
Судебное заседание | 15.04.2024 | 09:00 | 33 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 04.04.2024 | |||
Судебное заседание | 22.04.2024 | 16:00 | 33 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 16.04.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 27.04.2024 | 19:29 | 07.05.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 08.05.2024 | 15:16 | 08.05.2024 | ||||||
Дело оформлено | 04.07.2024 | 08:29 | 04.07.2024 | ||||||
Дело передано в архив | 04.07.2024 | 08:29 | 04.07.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Бурдейный Александр Юрьевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГБУ РО "Агенство жилищных программ" | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство труда и социальной защиты Херсонской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ООО СЗ «Стройгарант» | 6141042798 | 1126181002749 | ||||||
ИСТЕЦ | Путилова Александра Александровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта |
Дело № 2-1419/2024
УИД: 61RS0003-01-2024-001025-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Путиловой А.А,, Бурдейного А.Ю., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Бурдейной А.А, к Государственному бюджетному учреждению Ростовской области «Агентство жилищных программ», Министерству труда и социальной защиты Херсонской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Стройгарант» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
установил:
истцы обратились в суд с настоящим иском к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, ГБУ РО «Агентство жилищных программ» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав, что Путилова А.А. и Бурдейный А.Ю. являются супругами. До июня 2023 года истцы проживали в <адрес>. Ребенок супругов – Бурдейная А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
19.07.2023 семья в полном составе эвакуирована из Херсонской области на территорию Ростовской области на постоянное место жительства.
31.05.2023 супругам выдан государственный жилищный сертификат № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, который удостоверял право истцов и их ребенка на получение средств в размере 4 791 798 руб. из бюджета Херсонской области в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации».
Истцы заключили с ООО «Специализированный застройщик «Стройгарант» договор купли-продажи № от 07.08.2023 на приобретение в общедолевую собственность <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Стоимость квартиры составила 6 850 000 руб., из которых 4 791 798 руб. оплачивается путем безналичного расчета перечислением на расчетный счет Продавца за счет средств ГЖС №, выданного 31.05.2023. 05.09.2023 договор купли-продажи сдан на регистрацию с заявлением об оплате ГЖС. Семья вселилась в квартиру.
Однако 22.09.2023 ГБУ РО «Агентство жилищных программ» принято решение об отказе в оплате по причине неверного указания даты заключения договора на приобретение жилого помещения в выписке из ЕГРН.
02.12.2023 после устранения указанного недостатка, заявление подано повторно.
25.12.2023 ГБУ РО «Агентство жилищных программ» вновь принято решение об отказе по причине того, что в расчет социальной выплаты учтен ребенок, рожденный ДД.ММ.ГГГГ (уведомление об отказе в оплате № от ДД.ММ.ГГГГ).
Министерством труда и социальной политики Херсонской области принято решение об отмене ранее принятого решения о предоставлении ГЖС по причине того, что ребенок рожден после ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение истцы считают незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает права ребенка на социальные выплаты, а также права истцов, которые включены в один сертификат и лишает семью права на жилье.
По состоянию на 13.10.2022 Путилова А.А. находилась на 6-м месяце беременности, и с медицинской точки зрения с 12 недель внутриутробного развития эмбрион приобретает человеческий облик и становится жизнеспособным. Соответственно до 13.10.2022, то есть момента рождения, ребенок обладал всеми признаками жизнеспособности, что предопределяет установление особого механизма государственной защиты прав не рожденного ребенка.
При таких обстоятельствах, истцы полагают, что ребенок - Бурдейная А.А. соответствует критериям граждан, чью защиту возложило на себя государство.
На основании изложенного, истцы, с учетом уточнения заявленных требований, просили суд признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Херсонской области от 01.02.2024 об отмене ранее принятого решения о предоставлении государственного жилищного сертификата Путиловой А.А. и членам ее семьи; признать государственный жилищный сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на имя Путиловой А.А,, действительным; признать за Бурдейной А.А. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по государственному жилищному сертификату № от 31.05.2023; признать незаконным распоряжение Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 25.12.2023 № в части отказа Путиловой А.А. в оплате государственного жилищного сертификата № от 31.05.2023; обязать Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области предоставить социальную выплату по государственному жилищному сертификату № от 31.05.2023 путем перечисления денежных средств в размере 4 791 798 рублей на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Стройгарант».
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истцов по доверенности Панкова Ю.В. в судебном заседании пояснила, что требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также, в случае удовлетворения исковых требований, просила обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку в период вступления решения суда в законную силу, истцы могут лишиться права на оплату сертификата.
Ответчик министерство труда и социальной защиты Херсонской области уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, извещены надлежащим образом. Представили возражения на иск, в которых просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Гадзиян А.А. действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика ГБУ РО «Агентство жилищных программ», Бутримова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица ООО СЗ «Стройгарант» Сенгилеева Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области.
Федеральным конституционным законом от 04 октября 2022 года № 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) установлены правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства
Согласно пункту 2 указанных Правил, мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;
б) граждане до 1 декабря 2023 г. (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;
в) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил, мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, включают: а) предоставление гражданам единовременных выплат на обзаведение имуществом в размере 100 тыс. руб.; б) предоставление гражданам социальных выплат.
Абзацем 3 подпункта «б» пункта 4 Правил предусмотрена необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, факта постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в том числе документом, удостоверяющим факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 г.
Уполномоченный орган иного субъекта Российской Федерации в случае выявления указанного несоответствия принимает решение об отказе в перечислении этих выплат и уведомляет об этом субъект Российской Федерации, ранее принявший решение о предоставлении таких выплат.
Согласно п. 5(1) Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливаемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не может предусматривать требований, не предусмотренных настоящими Правилами, в том числе условия о наличии регистрации гражданина и членов его семьи по месту жительства в субъекте Российской Федерации, в котором гражданин подал заявление о предоставлении единовременной выплаты на обзаведение имуществом и (или) сертификата, для принятия решения о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат, о перечислении социальных выплат.
Постановлением Правительства РО от 23.10.2022 № 894 в целях реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», статьей 60 Областного закона от 29.05.1996 № 19-ЗС «Устав Ростовской области» установлено, что жителям г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом в размере 100000,00 руб.;
предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.
Кроме того, данным постановлением утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жителям г. Херсон и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов согласно приложению № 2 (далее Положения (приложение № 2)).
Пунктом 3 Постановления Правительства РО от 23.10.2022 № 894 определено, что исполнительным органом Ростовской области, уполномоченным на предоставление социальной выплаты, выдачу сертификата, является министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Пунктом 3 Положения (приложение № 2) определено, что исполнительным органом Ростовской области, уполномоченным на предоставление социальной выплаты, выдачу сертификата, является министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
В силу п. 5 Положения (приложение № 2), предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, отвечающим в совокупности следующим критериям:
граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсон и части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 N 3099-р) и прибыли на иную территорию Российской Федерации на постоянное место жительства;
граждане до 1 декабря 2023 г. (включительно) подали заявление о предоставлении социальной выплаты;
граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в абзаце втором настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Положения (приложение № 2), размер социальной выплаты рассчитывается как произведение нормы общей площади жилого помещения и расчетной стоимости 1 кв. метра. При этом норма общей площади жилого помещения составляет:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - для семьи, состоящей из двух человек;
по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более.
Расчетная стоимость 1 кв. метра равна нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденному Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первое полугодие 2023 г.
Согласно пункту 8 Положения (приложение № 2) к заявлению о предоставлении социальной выплаты прилагаются:
копия паспорта гражданина Российской Федерации (в отношении граждан, достигших 14 лет;
копия свидетельства о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт родителя с внесенными в него сведениями о ребенке (в отношении ребенка в возрасте до 14 лет);
копии актов гражданского состояния, подтверждающих принадлежность к членам семьи заявителя (в случае указания члена семьи в заявлении) (при наличии);
в случае отсутствия в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации по месту жительства в г. Херсон или части Херсонской области - копии документов, удостоверяющих факт регистрации по месту жительства гражданина и членов его семьи в г. Херсон или части Херсонской области в любой период до 13 октября 2022 г., в том числе выданные компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 г. либо компетентным органом Херсонской области (документы, содержащие отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсон или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсон или части Херсонской области). При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсон или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей местом жительства детей признается место жительства родителя, который обращается с заявлением о предоставлении социальной выплаты;
копии документов, подтверждающих полномочия представителя гражданина (нотариально удостоверенная доверенность либо доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной доверенности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, документ, подтверждающий установление опеки (попечительства) (в случае подачи заявления представителем гражданина).
Гражданин несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за подлинность и достоверность представленных сведений и документов, и сведений, указанных в заявлении.
Согласно пункту 9 Положения (приложение № 2) в случае отсутствия у гражданина выданных компетентным органом Украины, либо Херсонской области, либо Российской Федерации до 13 октября 2022 г. документов, содержащих сведения о его проживании в г. Херсон или части Херсонской области до 13 октября 2022 г., агентство в течение пяти рабочих дней после даты получения заявления и прилагаемых к нему документов направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской области или коллегиальный орган, образованный Губернатором Херсонской области, с целью подтверждения проживания гражданина на территории г. Херсон или части Херсонской области, и (или) иной межведомственный запрос.
В соответствии с пунктом 16 Положения (приложение № 2), основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются:
несоответствие гражданина критериям и требованиям, установленным настоящим Положением;
несоответствие заявления (в том числе неполного заполнения, заполнения не на русском языке) и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным настоящим Положением;
непредставление гражданином или его представителем документов, предусмотренных настоящим Положением, либо наличие недостоверных сведений, содержащихся в представленном заявлении и прилагаемых к нему документах;
выявление противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в представленном заявлении и прилагаемых к нему документах;
неполучение агентством в течение 14 рабочих дней ответа на запрос, направленный в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения;
неполучение агентством в течение 20 рабочих дней ответа на запрос, направленный в соответствии с пунктами 10, 11 настоящего Положения;
получение ответа на запрос, направленный в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящего Положения, об отсутствии в соответствующем органе запрашиваемых сведений.
В целях оплаты сертификата гражданин или его представитель после получения документов на приобретенное жилое помещение (жилые помещения) представляет до 2 апреля 2024 г. (включительно) в МФЦ или агентство заявление об оплате сертификата по форме, утвержденной уполномоченным органом (далее - заявление об оплате). В случае приобретения жилого помещения (жилых помещений) с использованием нескольких сертификатов, заявления подаются одновременно каждым гражданином, получившим сертификат (пункт 22 Положения (приложение № 2)).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истцы Путилова А.А. и Бурдейный А.Ю. заключили брак 10.03.2023 (л.д. 29).
Также, истцы являются родителями Бурдейной А.А,, родившейся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28)
31.05.2023 Путиловой А.А. в Херсонской области выдан государственный жилищный сертификат №, подтверждающий право на получение за счет средств бюджета Херсонской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № в размере 4 791 798 руб.. В качестве членов семьи владельца сертификата указаны: Бурдейная А.А,, Бурдейный А.Ю. (л.д. 86).
Истцы заключили с ООО «Специализированный застройщик «Стройгарант» договор купли-продажи № от 07.08.2023 на приобретение в общедолевую собственность <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. Стоимость квартиры составила 6 850 000 руб., из которых 4 791 798 руб. оплачивается путем безналичного расчета перечислением на расчетный счет Продавца за счет средств ГЖС №, выданного 31.05.2023 (л.д. 32-33).
Согласно выписке из ЕГРН, Путилова А.А., Бурдейный А.Ю. и их дочь Бурдейная А.А. являются правообладателями указанной квартиры по 1/3 доли за каждым. В качестве обременения объекта недвижимости указана ипотека в силу закона (л.д. 34-39).
05.09.2023 Путилова А.А. обратилась в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» с заявлением об оплате государственного жилищного сертификата по договору купли-продажи № от 07.08.2023 на приобретение <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 22.09.2023 № Путиловой А.А. отказано в оплате ГЖС в связи с ошибкой, допущенной в выписке из ЕГРН, а именно: неверно указана дата заключения договора на приобретение жилого помещения.
02.12.2023 Путилова А.А. повторно подала заявление об оплате ГЖС (л.д. 83-84).
Распоряжением министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 25.12.2023 № (л.д. 81-82) ФИО3 отказано в оплате ГЖС по причине того, что в расчет социальной выплаты учтен ребенок, рожденный ДД.ММ.ГГГГ (уведомление об отказе в оплате № от 28.12.2023 (л.д. 85)).
01.02.2024 министерством труда и социальной политики Херсонской области принято решение об отмене ранее принятого решения о предоставлении Путиловой А.А. и ее семье ГЖС по причине того, что ребенок рожден 06.01.2023, то есть после 13.10.2022, в связи с чем, не подтверждается регистрация ребенка по месту жительства в г. Херсон или части Херсонской области до 13.10.2022 (л.д. 80).
С указанной позицией ответчиков суд не может согласиться по следующим основаниям.
В преамбуле Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. указано, что государства - участники Конвенции, в том числе и Россия, принимают во внимание, что «ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения».
Кроме того, ст. 1 Конвенции, согласно которой «ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста...», не установлен начальный момент, с которого следует признавать человеческое существо ребенком. Смысл приведенной статьи определяет ребенком не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе и не появилось на свет. Таким образом, на ребенка до рождения распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 27 Конвенции о правах ребенка, в силу которой каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Как установлено судом, дочь истцов – Бурдейная А.А. действительно родилась после 13.10.2022, однако по состоянию на 13.10.2022, Путилова А.А. находилась уже на 6-м месяце беременности.
В данном случае, суд полагает, что отказ в предоставлении государственного жилищного сертификата с учетом ребенка, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, нарушает право на жилищное обеспечение ребенка, поскольку при определении размера социальной выплаты, который рассчитывается как произведение нормы общей площади жилого помещения и расчетной стоимости 1 кв. метра, такой ребенок не учитывается в составе семьи, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости.
Это приводит к нарушению прав всех граждан, входящих в состав семьи, поскольку снижает общий объем гарантий в сфере жилищного обеспечения, предоставляемых семье с учетом числа ее членов.
Исключение Бурдейной А.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 13.10.2022, из числа членов семьи Путиловой А.А. и Бурдейного А.Ю., имеющих право на жилищное обеспечение, приводит к тому, что семья получает социальную выплату для приобретения жилого помещения без учета доли такого ребенка, тогда как норматив общей площади жилого помещения при предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, установленный пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876, и пунктом 6 Положения (Приложение № 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 23.10.2022 № 894), равен 18 квадратным метрам на каждого члена семьи, если обеспечению подлежит семья из трех и более человек.
Следовательно, от числа членов семьи, реализующих право на жилище, напрямую зависит объем этого права, ведь такой показатель, как норматив общей площади жилого помещения, по существу, гарантирует гражданам возможность проживать в надлежащих условиях, поскольку лишь нормальная жилищная обеспеченность позволяет каждому члену семьи полностью удовлетворить свои потребности в здоровой среде, в полноценном отдыхе, в развитии (в том числе творческом), в получении образования и т.д.
Учет количества членов семьи Путиловой А.А. по состоянию на 13.10.2022, без учета того обстоятельства, что она находилась на указанную дату на 6-м месяце беременности, фактически ведет к тому, что ее семье, состав которой уже изменился (в связи с рождением ребенка) к моменту осуществления жилищных прав, будет предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере, который вопреки требованиям закона не гарантирует надлежащих условий проживания, а в данном случае, поскольку решение о предоставлении ГЖС было отменено полностью, семья Путиловой А.А. вообще лишилась права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в полном объеме.
Установив данные обстоятельства, принимая во внимание, что иных оснований для отказа Путиловой А.А. и членам ее семьи в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения не имелось, что сторонами не оспаривалось, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Путиловой А.А,, Бурдейного А.Ю., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Бурдейной А.А, о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Рассматривая требование представителя истца об обращении решения суда к немедленному исполнению на основании ч. 1 ст. 212 ГПК, суд исходит из того, что истцами не представлено доказательств того, что имеются особые обстоятельства, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования об обращении решения к немедленному исполнению не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Путиловой А.А., Бурдейного А.Ю., действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Бурдейной А.А. - удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты Херсонской области от 01.02.2024 № об отмене ранее принятого решения о предоставлении государственного жилищного сертификата Путиловой А.А, (паспорт №) и членам ее семьи: Бурдейному А.Ю. (супруг) и Бурдейной А.А, (дочь).
Признать государственный жилищный сертификат № от 31.05.2023, выданный на имя Путиловой А.А,, действительным.
Признать за Бурдейной А.А, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по государственному жилищному сертификату № от 31.05.2023.
Признать незаконным распоряжение Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области от 25.12.2023 № в части отказа Путиловой А.А, в оплате государственного жилищного сертификата № от 31.05.2023.
Обязать Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (ИНН №) предоставить социальную выплату по государственному жилищному сертификату № от 31.05.2023 путем перечисления денежных средств в размере 4 791 798 рублей на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Стройгарант» (ИНН №, ОГРН №).
В удовлетворении требований истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение суда изготовлено 27.04.2024